Александровский театр

В центре Хельсинки находится частичка России, которая помогает почувствовать культурное наследие великой империи. Но правильнее было бы сказать, что столичный Александровский театр представляет собой мировое искусство, так как на его сцене выступают труппы из разных стран. Сам театр не имеет коллектива, в его стенах проводятся только лучшие постановки. Здесь гостили артисты из Японии, Кореи, США, Германии и других стран мира. Но большая часть коллективов приезжает из России.

Традиционные «Русские сезоны» в 2009 году представляли оркестр Карельской филармонии дирижера Мариуса Стравински и солистка Юлия Замятина, театр Зазеркалье с постановкой «Золушки» Россини, которая была награждена Национальной театральной премией «Золотая маска» в апреле 2009 года, Таллинский русский театр со спектаклем для детей «Король Дроздобород».

А как это связано с российским наследием? История театра началась в 1868 году, когда генерал-губернатор Финляндии Николай Адлерберг решил открыть в столице государственный театр. Находясь в здании Аркадия с 1868 по 1875 год, театр поставил много оперетт и пьес.

Архитектор Петр Бенард построил новое здание театра на улице Булеварди в октябре  1879 года. Назвал его в честь российского императора Александра II, который покрыл значительную сумму расходов из своей казны. 30 марта 1880 года новый театр, именовавшийся Гельсинфорским Русским казённым Александровским театром, показал своим зрителям оперу Шарля Франсуа Гуно «Фауст». В те времена театр посещали солдаты и офицеры. Театральный сезон длился три-четыре месяца и заканчивался перед Великим Постом, а весной и осенью в театре можно было увидеть постановки шведских, финских и немецких трупп. Летом театр закрывали из-за того, что военные уезжали на учения.

Александр II ни разу не посетил театр, но продолжал выделять средства на его содержание. В начале XX столетия количество военных возросло, и театр стал пользоваться большим спросом. Качество и уровень постановок также выросли, и местные жители стали ходить на представления. В театре постоянно гостили труппы из России, артисты и певцы столичных и провинциальных театров. Театр был частью культурной жизни Петербурга, зритель мог посмотреть только самые лучшие спектакли.

Все новые постановки того времени практически сразу появлялись в столице Финляндии. Театр старался не отставать от моды, зритель мог посмотреть произведения как классических, так и современных авторов. В репертуаре были пьесы Островского, Толстого и Гоголя. Даже те, кто не владел русским языком, посещали представления  - настолько красочными они были.

«Жизнь за царя» Михаила Глинки стала первой оперой, которую привезли из Петербурга зимой 1888 года. В 1906-1914 гг. в Хельсинки часто гостил Мариинский театр.
В период Первой мировой войны количество русскоязычного населения возросло, и театр давал представления практически каждый день. Затем здесь собирались различные политические организации, а в 1917 году перешел в собственность комитета армии, флота и рабочих. Постановки балетов и пьес продолжались до апреля 1918 года, пока в Хельсинки находились военные части русских.

В 1919 году театр стал собственностью Финской национальной оперы и балета. С 1993 года Александровский театр снова принадлежит столице. В 2005 году его передали Городскому сенату, а репертуаром занимается общество Bulevardin Teatteriyhdistys, которое решило открыть в театре студии, занимающиеся танцами, йогой, вокалом и музыкой. Александровский театр объединяет культуры, он не является театром для русских, а принимает в своих стенах коллективы из разных стран мира.

Сайа Нисула, занимающая должность продюсера и ответственная за рекламу театра говорит, что главным является демонстрация корней театра. В нем проходят постановки балетов, спектаклей, опер, современных танцев, которые являются лучшими в своих жанрах. Это является традицией театра: идти в ногу со временем, показывать зрителям спектакли, кардинально отличающиеся друг от друга, в том числе и ультрасовременные. Последним в репертуаре «Русских сезонов» был концерт оркестра Карельской филармонии под управлением Мариуса Стравински и русские романсы в исполнении Юлии Замятиной. На публику произвел неизгладимое впечатление голос солистки, исполнение романсов, в котором чувствовалась ее душа и мастерски отточенная работа оркестра.

The Alexander Theatre
Address:  John Bulevardi 23-27